Ответ:
Впервые в военных планах Ордена Литва появляется в 1245 г., когда император Фридрих II пожаловал крестоносцев землями Курляндии, Литвы и Земгалии. При этом в жалованной грамоте слово в слово повторялся текст Золотой буллы 1226 г. о передаче Ордену прусских земель. Но в то время Ордену не приходилось думать о литовских землях, ему тогда в самый раз было защитить себя и свои завоевания в Пруссии и Ливонии от тех самых литовцев.
Когда Орден, по данным Дусбурга, готов был к ведению войны с Литвой, каких-либо владений там он не имел. Основные усилия Тевтонский орден сосредоточил против Жемайтии, одной из двух литовских земель (Жемайтия и Аукштайтия). Начало походов в Жемайтию положил магистр Пруссии Конрад фон Тирберг, который захватил и сжег принеманскую крепость Бисена. Затем крестоносцы перенесли свои усилия в район Гродно. Подобные набеги стали практически ежегодными. Но набегами все и ограничивалось.
Дело в том, что территория Литвы не ограничивалась двумя землями. Шло формирование большого государства за счет владений распавшегося Древнерусского государства. Мобилизационный ресурс Литвы в этом отношении был весьма значительным. Орден, хотя и испытывал «подпитку» из центральных районов Германии, одолеть литовский барьер в Прибалтике не мог.
Более того, литовцы и жемайты предпринимали ответные действия, они совершали успешные походы в Кульмскую землю, Самбию, Натангию. По сообщениям Дусбурга, с 1293 по 1323 г. ими было совершено 15 походов в Пруссию и пять — в Ливонию. Казалось, что конца этим обменам ударами не будет.
В конце XIII в. обострились отношений ордена с рижским архиепископством. По мере того как Рига все более и более становилась торговым центром на Балтике, Тевтонский орден стремился, по крайней мере, к совместному с архиепископом управлению ею. Однако возникла угроза интересам Ордена со стороны рижских бюргеров. Первые конфликты возникли в 1274 г., а в 1297 дело дошло до открытого военного противостояния. Рижане в помощь себе позвали литовского князя Витена.
Однако, рассматривая политику Ордена на рубеже XIII—XIV вв., было бы неверным сосредоточивать внимание только на ее восточных аспектах. Дело все в том, что экспансия Ордена после 1283 г. имела не только восточное, но и западное направление. Ордену было необходимо обеспечить надежную связь с ближайшей немецкой территорией — с Бранденбургской маркой. Так объектом орденской агрессии стало Поморье.
Здесь успехи Ордена были более значительны. Он завоевывает Восточное (Гданьское) Поморье, в 1309 г. переносит в Мариенбург свою столицу и фактически становится окончательно независимым государством как от империи, так и от папства. Самостоятельность Ордена проявлялась, прежде всего, в одностороннем восприятии им всех действий папы и императора. Если это составляло выгоду для Ордена, то эти действия воспринимались положительно. В ином случае дело доходило до прямого неповиновения. Орден даже отлучали от церкви, как это произошло в 1312 г.
Аналогичный конфликт произошел и из-за Поморья. Польша находилась под особой опекой папы, так как она в XIV в. стала платить Риму так называемый «динарий святого Петра». Папе было выгодно заставить Орден отдать Польше Поморье, а затем получить от него денежную контрибуцию в размере 30 тысяч польских марок за ущерб, нанесенный Поморью со времени его захвата, а также оплатить судебные издержки. Орден опротестовал это решение, папа остался при своем мнении, но и Орден не отказался от Поморья.
Итак, вокруг Ордена появились два государства, испытывавшие к нему, мягко говоря, недружественные чувства. Естественным было установление между Польшей и Литвой союзнических отношений, хотя в XIII в. литовцы часто совершали набеги на польские земли. Где-то с 1306 г. такие набеги прекращаются. Скорее всего, литовцам уже просто не хватало сил бороться и с Тевтонским орденом и одновременно выступать против поляков.
Объяснение: