Роль церкви вообще и в России особенно связывается с консолидирующей функцией, объединяющей общество. Сам феномен церковного раскола, когда разрушается объединяющее начало, — уникальное явление европейской истории. Речь идет о случаях, когда вместо однозначной победы одной «официальной» идеологии над «ересью», происходит подлинное расслоение единого до тех пор религиозного сообщества. Достаточно подробный анализ истории расколов дает материал для утверждения о манифестации наиболее острых вопросов социального дискурса. Естественно, что раскол церкви совершался всегда по самым острым и противоречивым вопросам. Даже те расколы христианской церкви, которые предшествуют истории собственно русского православия, безусловно, имеют определенное продолжение в парадигме богословских споров уже на русской почве. Наибольшее число ересей, воз-
никавших на ранних этапах распространения христианства, как известно, касались вопроса природы Христа и Троицы. Эти сугубо богословские дискуссии, как и позднейшие церковные расколы, всегда проявлялись как социальное явление, разделявшее общество. На первый взгляд подобное разделение полагало границу между верующими, воспринявшими ту или иную ересь и не воспринявшими её. Однако на практике раскол религиозной идеологии разделял единый социум на такие части, в каждой из которых можно найти особенности чисто социального происхождения. Это нельзя воспринимать в духе марксистской идеологии, так, как будто за каждым подобным расколом стояла только классовая борьба. Однако социальный конфликт, иногда пролегавший между отдельными областями единого государства и объединявший феодалов с их подчиненными, всегда служил катализатором подобных процессов в обществе. Исторический пример Реформации замечательно демонстрирует, как новая религиозная этическая модель может активно способствовать развитию нового социального класса и таким образом полностью менять общество. Русская почва в этом смысле не менее примечательна.