Главная проблема, которая поднимается в рассказе Поустовского "Телеграмма" , - взаимоотношения родителей и детей. Писатель взывает к высокой ответственности за близких нам людей. Мы должны заботиться о семье , ведь именно она - главная ценность , а уже потом работа и другие вещи.
В центре сюжета находится пожилая женщина по имени Катерина Петровна. Она живёт в глухой деревне с символьным названием Заборье. Уже долгое время она чувствует себя одинокой, потому что единственная дочь Настя уехала работать в Ленинград, а с жителями деревни у нее было мало общего.
Главная героиня - образ доброй и благородной женщины.Имя Катерина подобрано не случайно, ведь оно обозначает "чистая, непорочная". Она скучала по дочери, но не упрекала ее,не писала часто, чтобы не надоедать. Свои чувства она выразила в полной мере только в последнем письме ,когда чувствовала,что не переживет зиму. Письмо очень трогательное, в нем столько материнской боли,однако Настя не прочла его сразу и не смогла ее почувствовать. Если бы она прочитала письмо тогда, то, возможно,конец рассказа был бы немного другим. Автор акцентирует наше внимание на том,что все надо делать вовремя.
Образ Катерины гармоничен с природой. Автор показывает,как увядает осенняя природа, и как так же увядает человек. В рассказе проводится параллель между героиней и старым клёном , который она посадила ещё тогда, когда была девоякой-хохотушкой. Он был старым и увядшим и оставался на месте только потому, что не мог уйти. Ему не было, куда идти так же, как и главной героине. Автор при помощи метафоры с деревцем подчеркивает одиночество женщины. И даже звёзды смотрели пронзительно вниз. Кажется, что природа откликается на чувства человека. Пейзаж становится в рассказе ещё одним действующим лицом.
Катерина Петровна - образ, олицетворяющий собой одиночество. Она жила в молодости насыщенной жизнью, а в старости оказалась не нужной даже для дочери. Да, ей помогали чужие люди, но они не могли заметить семью. Возможно, ей нужно было не скрывать своих чувств, и чаще писать дочери, не бояться надоесть, ведь она имела полное право просить о помощи, а дочь должна была выполнять свой детский долг.