В самом начале рассказа «Муму» автор особо выделяет
одного из дворовых людей барыни – дворника Герасима, который сразу производит
впечатление чего-то грандиозного, могущественного, нешуточного. Он описан как
человек недюжинной силы, исполин, богатырь. Все поддерживает этот образ:
кровать из дубовых досок на чурбанах, богатырская, для которой вес в сто пудов
равен весу перышка, стул, прочности которого удивлялся сам Герасим. Он работал
за четверых, в работе на земле не знал усталости, сам образ главного героя, его
рост в двенадцать вершков, размашистые движения, автор сравнивает с исполинским
дубом, немым и могучим. Да, Герасим нем и глух, но не глухо и не немо его
сердце. Ему полюбилась дворовая девушка Татьяна, добрая, работящая, смиренная.
Он защищает ее от нападок кастелянши, от приставаний дворового Капитона. В силу обстоятельств они не смогли быть
вместе, так как барыня решила женить Татьяну на Капитоне, дворовом башмачнике и
горьком пьянице. Герасима обманули с целью отвадить его от Татьяны (иначе,
узнав о свадьбе, Герасим бы убил Капитона), подстроили, как будто девушка
выпивает (а Герасим жутко не любил пьяниц), и Герасим разочаровался в ней, сам
толкнул ее к Капитону, показывая, что пьяница пьянице пара. Этот поступок
характеризует его как человека принципиального, любящего порядок, не терпящего
предательства. Это проявляется во всем: в его работе (на дворе нет ни щепки, ни
соринки, все выполнено в срок), в поведении (воров поймал и наказал). Не зря
автор сравнивает Герасима с важным гусем, который степенно и важно ходит и
занимается своим делом, но если к нему полезть, то защиплет сразу же. Герасим
честен и его поступки, хотя и резки, но правильны. Не зря в противовес образу
Герасима, исполинскому, величественному автор рисует образы дворецкого (с
маленькими глазенками и сопливым утиным носом) и бабы-сплетницы кастелянши,
которые подворовывают барские денежки, сахар и чай. Удивительно, как за грозной
и даже устрашающей (недаром так часто повторяется глагол «побаивались» при
отношении к нему других людей) фигурой дворника скрывается его нежная, тонкая и
ранимая душа, способная любить. Вся красота его души изображена в отношении его
к собаке Муму, которую он, лишенный любви других людей (да и вообще
полноценного общения с другими людьми), полюбил всей душой, она стала ему тем
родным существом, которого ему всегда не хватало (ведь каждый из нас нуждается
в любимом близком человеке). Трагичен момент, когда Герасиму пришлось убить
своего самого близкого и любимого друга –собаку из-за прихоти барыни и из-за
своего обещания. Здесь-то и раскрывается главный конфликт произведения: через
образ немого Герасима автор раскрывает образ всего «бессловесного» крепостного русского
народа, не имеющего своей воли, голоса, жизни в конце концов. В конце
произведения Герасим убегает в родную деревню, в этом поступке выражается его
протест против насильственного подавления воли и свободного выбора отдельно
взятого человека.