Медный всадник
Памятник Петру I ("Медный всадник") расположен в центре Сенатской
площади. Автор скульптуры - французский скульптор Этьен-Морис Фальконе.
Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом
находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного
законодательного органа царской России - Сената. Екатерина II настаивала
на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры,
Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив "Медный всадник"
ближе к Неве.
По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь
Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора
Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II
доверяла.
Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но
мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение
о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766
года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен
состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера".
Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров),
другие мастера просили в два раза больше.
В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло.
Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от
желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала
увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне
подобно римскому императору. И. И. Бецкой, руководивший работами по
сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с
удерживаемым в руке полководческим жезлом.
Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года.
Работа над "Медным всадником" велась на участке бывшего временного
Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь
наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост
и ставил её на дыбы.
Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых
двенадцать лет, она была готова к 1778 году. Модель была открыта для
всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой
Морской улицы.
Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба,
по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя
часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко
второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из
складок плаща Петра I скульптор оставил надпись "Лепил и отливал Этьен
Фальконе парижанин 1778 года".