Королевская реформация в Англии: консерватизм и новации
На пороге Нового времени произошел особый род перемен в области религиозной организации и отправления культа.
Эти перемены известны под названием Реформации, затронувшей организационную, обрядовую и догматическую стороны жизни католичес-кой церкви во многих странах Западной Европы.
Главными идеями реформаторов церкви в Новое время помимо борьбы с торговлей индульгенциями и критикой догмата о папской непогрешимости стали идеи свободы индивида в отправлении религиозных обрядов и поддержка популярной в целом ряде европейских стран идеи верховенства власти народа.
В Англии реформация имела свои отличительные черты. В XVI веке Англия была страной крепнувшего абсолютизма, вступившего в острый конфликт с папством, итогом которого стал акт 1534 о супрематии (верховенстве) , в силу которого король стал главой англиканской церкви.
Джеймс Фроуд (James Froude) писал: «Я убежден, что Реформация стала величайшим в истории Англии событием, мощной силой, распространившей англосаксов по всей планете и оставившей след английского гения и характера в жизни человечества» . Дэвид Гум (David Gume) утверждал, что английская Реформация стала via media между папизмом и радикализмом.
Главной целью Королевской реформации в Англии стало освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Важное, если не главное, значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли. Английская буржуазия была заинтересована в «дешевой и простой» церкви. Весь этот комплекс причин положил начало английской Реформации.