Плиний, гордившийся своей гуманностью и снисходительным отношением к рабам, совершенно преображается, столкнувшись с одним из фактов мести рабов господину, которого сам признавал бесчеловечно жестоким. Убийство Македона он называет страшным делом res atrox.
Видишь, скольким опасностям, скольким обидам, скольким издевательствам мы подвергаемся! Никто не может быть спокоен потому, что он снисходителен и мягок господ убивают не по размышлению, а по злобности 142.
Плиний сразу забывает, что Ларций Македон не был ни снисходителен, ни мягок, что убившие его рабы были им, по-видимому, доведены до отчаяния.
Плиний чувствует только возмущение и страх при виде расправы рабов с господином и призывает к жестокой мести. Хорошо характеризует настроения рабовладельцев также письмо Плиния, посвященное процессу отпущенников консула Афрания Дек-стра.
Он был найден мертвым, но не было известно, покончил ли он самоубийством, или был убит, а если был убит, то при участии или только при попустительстве домашних.
Тем не менее, его рабы были осуждены на казнь, а многие сенаторы считали необходимым казнить или, по крайней мере, сослать даже его отпущенников 143. 3.
ЗАКОНЫ О РАБАХ Эти колебания между сознанием необходимости идти на некоторые уступки и требованием несгибаемой жестокости к рабам нашли отражение и в законодательстве, которое начинает уделять рабам особое внимание со II в., когда, несмотря на видимость мира и благоденствия, отношения обостряются. С одной стороны, правительство усиливало наказания для рабов, уличенных или заподозренных в каком-нибудь преступлении против господ.
Раб, замышлявший что-либо против господина, сжигался444. Расширялось действие senatuscon-sultum Silanianum, предписывавшего казнить фамилию убитого господина, находившуюся в момент убийства под одной с ним крышей.
При Траяне было постановлено подвергать допросу под пыткой quaestio, не только рабов, но и отпущенников, даже тех, которые, получив ius anulorum, были приравнены к свободнорожденным 145. Что этот закон встретил полное одобрение в среде рабовладельцев, можно с полным правом заключить из хода упомянутого у Плиния Младшего дела отпущенников Афрания Декстра 14С. Юрист Мециану ссылаясь на решение легата Требия Германа, утверждает, что хотя Senatusconsultum Silanianum не распространялся на несовершеннолетних членов фамилии, тем не менее они должны подвергаться казни, если на них падало подозрение в соучастии в убийстве или даже в том, что в момент убийства они находились при господине 147.