В XIV—XV вв. высокого развития достигло
русское искусство. Создалась замечательная
школа живописи, выдающимся
представителем которой был русский
художник Андрей Рублёв. Использовав и
творчески переработав художественное
наследие предшествующего времени, Рублёв
воспитал целую плеяду русских живописцев.
Кисти Рублёва принадлежит икона «Спаса» из
собора Саввино-Сторожевского монастыря
(Звенигород) и фрески владимирского
Успенского собора. Замечательным творением
Рублёва является иконостас Троицкого собора
в Троице-Сергиевом монастыре и особенно
иконы «Троица» (в настоящее время
находящаяся в Третьяковской галерее) и
«Жёны-мироносицы у гроба Христа». Другом и
ближайшим помощником Рублёва был Даниил
Чёрный.
В конце XIV в. в Россию из Византии приехал
живописец Феофан Грек, украшавший церкви
фресками сначала в Новгороде, а затем в
Москве. Работы Феофана Грека отличаются
яркой живописной манерой изображения. К
концу XV и началу XVI в. относится творчество
Дионисия и его сыновей. Они расписали
церковь в Пафнутьево-Воровском монастыре
и собор Иосифо-Волоколамского монастыря.
Самым выдающимся памятником творчества
Дионисия являются фрески Ферапонтова
монастыря (у Белоозера).
На протяжении XIV—XV вв. развивалось
русское зодчество. В крупнейших русских
городах (Москве, Твери, Новгороде, Пскове и
др.) возводились крепостные сооружения,
строились церкви. В связи с превращением
Москвы в столицу Русского централизованного
государства во второй половине XV в.
началась перестройка Кремля, каменные
стены которого были возведены ещё при
Дмитрии Донском (в 1367 г.). В Москву
вызвали лучших мастеров из Пскова, Твери,
Ростова и других городов. Вместе с ними
работали приглашённые итальянские мастера:
Аристотель Фиоравенти, Антон Фрязин, Марко
Руфо, Пётр Соларио, Алевиз и др. Новый
Кремль, построенный при Иване III, отвечал
требованиям военно-инженерного искусства
того времени. Были построены и новые соборы
(Успенский, Благовещенский, Архангельский),
Грановитая палата и другие здания
княжеского двора.
В митрополичьем Успенском соборе были
воспроизведены характерные особенности
владимиро-суздальскои и новгородской
архитектуры. В то же время в русском
монументальном зодчестве, развивавшемся
на основе национальных традиций, широко
использовались образцы античного и
итальянского искусства (например, в
орнаментации Архангельскою собора). Новые
постройки возводились и в других городах
(Волоколамске, Дмитрове, Угличе).
Русские мастера были известны и за
пределами своей родины. Русские иконописцы
работали в Кракове и в Люблине, в городе
Висби, на острове Гогланд, и в Золотой Орде.