Герой и автор представляют собой две стороны одного и того же явления:
неудовлетворенности обществом, оторванности от него, так называемые
странности. Направление Онегина — практическое, ум его резок и холоден.
Страстная натура Пушкина ищет спасения в прекрасном. Героя и автора
объединяет то, что оба они — мыслящие люди, выделяющиеся из “черни
светской”.
В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка
насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая.
Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет
онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от
лица героя:
И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он — с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой.
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал — а все без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна.. .
Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на
жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему
и всем, — признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает
Онегина с Пушкиным.
Кроме того, герой страдает, “томясь душевной
пустотой”. Сколько людей в окружении Пушкина и Онегина или не осознают
своей душевной пустоты, или вовсе не мучаются ею. Мыслящие личности
навлекают на себя ненависть посредственностей.
...Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей, —
замечает о себе и своем герое Пушкин в начале романа.
Итак, в “Евгении Онегине” перед нами предстают два совершенно разных,
но близких по духу и положению в обществе человека, автор и герой.
Роман писался более семи лет. За это время значительно изменилась
личность Пушкина: его взгляд на историю, общество и человека стал более
зрелым и глубоким. К моменту завершения работы над “Евгением Онегиным” в
творчестве Пушкина наступил период исторических и философских
обобщений. Трезвая оценка ситуации в России второй четверти XIX века
привела к усилению трагических мотивов в произведениях поэта. С
изменениями в мировоззрении Пушкина менялся и его взгляд на Евгения
Онегина.
Главное в отношении автора к герою оставалось прежним:
уважение к “неподражательной странности” Онегина. Однако с каждой главой
романа Пушкин все чаще говорит о своем герое не только серьезно, но и с
состраданием, с болью. “Молодой повеса” первой главы превращается в
“неисправленного чудака”.
Уже в третьей главе романа Пушкин с сочувствием пишет об Онегине: .
..Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей,
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим;
Желаньем медленно томим,
Томим и ветреным успехом,
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом,
Вот так убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.
В желании понять героя, проникнуть в его внутренний мир проявляется
гуманизм автора, о котором говорил В. Г. Белинский в статьях о “Евгении
Онегине”. Не раз защищая героя от порицания толпы, Пушкин пишет о том,
что нельзя осуждать человека, не поняв его. Он подчеркивает в Онегине
“роптанье вечное души”, то есть считает его натурой противоречивой и
страдающей. Таков и сам Пушкин. В лирических отступлениях романа звучит
то страсть, то разочарование, то нежность, то холодное презрение, то
вера в будущее, то пессимизм.
Пушкин выступает в защиту Онегина
именно тогда, когда герой совершает поступки, вызывающие недовольство и
даже возмущение многих читателей.