В основу романа А.С. Пушкина легли
жизненные обстоятельства. В романе "Дубровский" отражен 19-ый век. История
народных восстаний, судьба оппозиционно настроенных дворян глубоко волновали
Пушкина. Его раздумья о народных волнениях нашли отражение в романе. Наиболее
ярким представителем русского
барства является Кирила Петрович
Троекуров. Описывая этого богатого
помещика-крепостника, Пушкин подчеркивает его безграничную власть над людьми.
«С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно» , но они гордились
богатством и славой своего хозяина. Троекуров проводил свои дни «в пирах и
проказах» , объезжал свои просторные владения, веселился, придумывая новые
развлечения. Его все побаивались. Унижение слабых, вроде травли
зазевавшегося гостя медведем, – вот его удовольствия .При всем этом Троекуров
– не прирожденный злодей. Он очень долго дружил с отцом Дубровского.
Поссорившись с ним на псарне, Троекуров
мстит другу со всей силой своего самодурства. Он с помощью
взяток отсудил у Дубровских имение, довел бывшего друга до умопомешательства и
смерти. Но Троекуров чувствует, что зашел слишком далеко. Сразу
после суда он едет мириться с другом. Но опаздывает: отец Дубровский при
смерти, а сын прогоняет его вон. Образом Троекурова
Пушкин показывает, что беда не в самом помещике, а в
социальном устройстве русской жизни (крепостное право, всесилие дворян) . Оно
развивает в непросвещенном дворянине веру в свою безнаказанность и безграничные
возможности («В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение») . Даже
любовь к детям искажается в Троекурова до предела. Он обожает свою Машу, но делает ее
несчастной, выдав за богатого, но нелюбимого ею старика. А.С.Пушкин осуждает и Троекурова, и тех дворян
и чиновников, которые поддерживают в нем губительную привычку к всевластию и
вседозволенности. В образе
Троекурова А. С. Пушкин олбличает многие
пороки, свойственные высшему сословию того времени: душевную черствость,
умственную ограниченность, развращенность нрава, неумеренное властолюбие и
своеволие.