Сюжет, рассказывающий о взаимоотношениях Правды (Истины) и Лжи (Кривды, Клеветы, Вымысла, Басни) имеет богатейшую историю (первый из письменно зафиксированных текстов на эту тему — египетская сказка о Правде и Кривде, относимая к XII в. до н. э.). Этот сюжет, в конечном итоге понимаемый в этической и онтологической плоскостях (как борьба Добра и Зла, божественного и дьявольского), не только давно, но и прочно вошел в художественную, религиозную и философскую культуру разных стран и народов[2]. Отсюда — и чрезвычайно насыщенный интертекстуальный пласт рассматриваемого произведения.
Особо отметим, что пока нам не удалось обнаружить в фольклоре и литературе мотив кражи одежд Правды Ложью, важнейший в песне В.С. Высоцкого. Хотя этот мотив, как представляется, мог бы давно, вполне органично и логично сочетаться с широко распространенным образом Лжи, «рядящейся в одежды Правды» и соответственно, с не менее распространенным образом «голой Правды», оставшейся без своей одежды[3]. Если возможный источник, из которого В.С. Высоцкий мог почерпнуть указанный сюжет, не будет обнаружен, то придется признать, что В.С. Высоцкий своим произведением заполняет существенную лакуну в едином архетипическом сюжете, протяженном из античности до нашего времени[4].
ПРИТЧА — малый эпический жанр литературы, «иносказание, иносказательный рассказ, нравоученье, поученье в пример, аполог, парабола, басня; или простое изречение, замечательное, мудрое слово»[5] (В.И. Даль). Песня имела и другие жанровые обозначения, выносимые в заглавие: «Баллада о Правде и Лжи», «Сказка о Правде и Лжи», «В подражание Окуджаве».