Исскуство месопоталии

0 голосов
31 просмотров

Исскуство месопоталии


История (16 баллов) | 31 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

В 1-м тыс. до н. э. ключевые позиции в Междуречье занимает Ассирия – одна из «великих держав» того времени. Унаследовав традиции шумеро-аккадского искусства, а также восприняв культуру своих соседей хеттов и хурритов, ассирийцы создали поражающий мощью и блеском стиль, основанный на прославлении могущества царской власти и военной силы. Главными архитектурно-художественными центрами были Ашшур и Ниневия. Почти все ассирийские города представляли собой крепости, обнесённые массивными стенами с башнями и окружённые рвом с водой. В архитектуре утвердился тип укреплённого дворца-цитадели, над которым никогда не доминировал зиккурат. Саргон II (царь Ассирии в 722–705 гг. до н. э.) основал г. Дур-Шаррукин, почти половину площади которого занимал царский дворец-крепость (ок. 200 помещений). Ко дворцу вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Стены с квадратными башнями были увенчаны зубцами, украшенными цветными изразцами. По сторонам от центрального входа стояли статуи крылатых быков шеду. Во внутренних покоях дворца сохранились остатки панелей из цветных глазурованных кирпичей и следы настенных росписей. Нижние части стен парадных залов облицовывались длинными рельефнымифризами. Дворец Ашшурназирпала (883–859 гг. до н. э.) в Кальху (Нимруд) также поражал богатством материалов и роскошью отделки. Произведений ассирийской скульптуры сохранилось не много. Статуи напоминают небольшие украшенные декором колонны (изваяния Ашшурназирпала и Салманасара III). Зато ассирийские рельефы, в древности раскрашенные, являют новый этап в развитии древневосточного искусства. Их основные сюжеты – охоты, сражения, принесение дани; во всех композициях непременно присутствует царь. Всегда подчёркивается его физическая мощь – могучие руки, вздувшиеся мускулы на ногах; поза правителя незыблемо спокойна и величественна, даже если он изображён в движении. В Ассирии впервые в искусстве Месопотамии утвердился жёсткий канон, но при этом, в отличие от памятников предшествующего времени, официальное искусство было не религиозным, а светским. Ассирийские художники, не зная законов перспективы, умели создавать ощущение пространства с помощью продуманной композиции. Искусство создания каменных рельефов достигло наивысшего расцвета в период правления Ашшурбанипала (669–629? гг. до н. э.). Создавая замкнутые геральдические композиции, скульпторы умели прекрасно передавать движения и индивидуальный облик персонажей, повадки животных (особенно поражают виртуозным мастерством сцены охоты с фигурами раненых львов и львиц). 

(193 баллов)